Расслоение дорожной одежды
Расслоение дорожной одежды может проявиться спустя несколько лет после укладки полотна, чему способствует целый ряд предпосылок, вызванных нарушениями строительной технологии. Аналогичные расслоения можно наблюдать при внутренней отделке помещений – например, декоративная штукатурка трескается, если не соблюдать технологию нанесения.
Плотность большинства асфальтовых смесей предполагает их способность к влагонасыщению, что связано с наличием в их составе воздушных пор, остающихся и после процесса укладки. Высокий процент воздушных пор позволяет и воде, и воздуху - оба ведут себя как текучая среда – проникать в горячую асфальтовую смесь, вызывая отслоение вяжущего, размывание, окисление, и, как следствие - расслоение, растрескивание и колееобразование.
В 2000 году в штате Флорида была выявлена очевидная зависимость между возникновением расслоения и пониженным содержанием битумного вяжущего. Наименьшее содержание вяжущего было определено в составе покрытия дорог, конструкция полотна которых, по сравнению с неповрежденными участками, претерпела наибольшее расслоение.
Потеря вяжущего происходит на протяжении всего жизненного цикла дороги, а изначальный недостаток содержания битумного вяжущего в асфальте может ускорить расслоение и сократить срок эксплуатации дорожного покрытия.
В некоторых случаях расслоение возникает вследствие причин, связанных с качеством изготовления (не соблюдены условия технологического этапа сушки) или укладки (значительный слой пыли на слое гравия препятствует его сцеплению с вяжущим) наполнителя. Покрышки шин стирают слой битумного материала с наполнителя и вытесняют камни с поверхности дороги.
Расслоение может также произойти вследствие абразивного эффекта, оказываемого рабочими поверхностями снегоуборочных и очистительных машин, а также воздействия нефтепродуктов, долгое время находящихся на дорожном покрытии. Если восстановление может решить проблему расслаивания, то масло, смазка и бензин могут, наоборот, вызывать ее, особенно на автомобильных стоянках. В этих зонах нефтепродукты проникают сквозь весь слой асфальта и полностью разрушают его.
Некоторые дорожные поверхности особенно предрасположены к расслоению, например, покрытия из первого поколения смесей с заполнителем без мелких и пылевидных фракций, и пористое асфальтовое покрытие автостоянок, разработанное специально для поглощения ливневых сточных вод и их отвода во промежуточные хранилища.
Более распространенной причиной расслоения является расслаивание заполнителей в смеси во время строительства. «Если частицы мелких фракций исчезают из смеси заполнителя, битумное вяжущее сможет связывать только оставшиеся крупные частицы в их относительно редких точках контакта», — сообщает Министерство транспорта штата Вашингтон. Очевидно, что такое слабое сцепление быстро разрушится и возникнет расслоение, как было описано выше на примере со штукатуркой. Как наносить декоративную штукатурку правильно можно прочитать в других статьях.
Так же, если смесь укладывается более холодной, чем должна быть, например, в конце укладки, может возникнуть разность температур, которая повлечет увеличение объема воздушных пор в асфальтовой смеси больше ожидаемого, что может вызвать расслоение поверхности.