Грузовые подъемники: вчера и завтра
Подъем кабины с использованием тяглового каната, который крепится выше центра ее тяжести, на сегодняшний момент – это самый удобный тип поднятия грузов. Даже в том случае, когда применяется консоль или мачта с движущейся вдоль неё грузовой площадкой привод осуществляется тросом, закрепленным вверху.
Данный принцип подъема распространен и сегодня, являясь наиболее удобным способом поднятия грузов. Производимые сегодня грузовые подъемники работают аналогичным образом. Однако это не говорит о том, что не люди не пытались найти альтернативу данному способу.
Люди и раньше предпринимали попытки изменить способы и механизмы наматывания троса, в чем, к слову сказать, преуспели. А вот попытки изменить сам принцип подъема пока не принесли положительных результатов. Применение гидравлических систем телескопического типа не позволяет использовать грузовые подъемники на значительной высоте. Это приводит к неустойчивости системы, хотя безопасность остается на приемлемом уровне.
Винтовое «одевание» кабины лифта на специальную «шпильку», вдоль которой осуществлялось движение – это еще один принцип, по которому предпринимались попытки изменить механизм подъема. Данный тип движения безопасен, однако очень неудобен. Неудобство заключается в необходимости углубления подъемного штыря на достаточную глубину. Это обуславливает большие затраты на обслуживание дополнительной шахты. Другой вариант – пропускать «колонну», в которой содержится гайка, через грузовую кабину, но это приводит к сокращению рабочей площади.
Длительное время ведутся работы по использованию подъемных сил другого типа, в частности магнитных. Стоит сказать, что прогресс движется вперед, и некоторые производители уже выпускают магнитные захваты. Но процесс подъема осуществляется при помощи лебедки или тали. Использование магнитных полей мало изучено, к тому же они негативно воздействуют на человека.
Развитие сверхпроводниковых технологий оказало влияние на использование человеком гравитационных полей. Это привело к созданию антигравитационных установок, которые практически не используются, так как удерживают груз массой в несколько грамм.
Вопрос, какими будут грузовые подъемники через несколько десятилетий, волнует многих. Будут использовать магниты или антигравитацию. Такие механизмы обеспечат эффективность работ по подъему грузов, поскольку появится возможность их перемещения по любой траектории.