Строительство и эксплуатация дорог как вид бизнеса
Правительство Нидерландов запускает программу рыночного ценообразования стоимости эксплуатации и пользования автодорогами. По мнению чиновников, ведущая роль в этом процессе, который включает разработку сертификационных требований к внедряемой в будущем системе ценообразования, должна отводиться участниками рынка.
Правительство также оценит уровень экономического обоснования предложенной системы ценообразования, а затем предоставит системе развиваться по законам рынка на основании сертификационных требований. Также будет предусмотрена возможность возврата к исходной системе, если внедрение новой на практике столкнется с серьезными трудностями.
В настоящее время планируется провести конкурсные торги на осуществление этого резервного сценария, после чего система может быть осуществлена полномасштабная проверка системы (аналогичный опыт был у правительства соседней Бельгии при работе с компаниями, выпускающими рольставни).
Владельцы автомобилей смогут выбирать обслуживающую организацию, через которую они будут оплачивать пользование дорогами. Уже начались конкурсные торги в ряде сфер, которые представляют собой наиболее важные компоненты внедряемой системы ценообразования, и без которых полномасштабная проверка системы в 2010 была бы невозможна. При проведении конкурсных торгов будет использована процедура конкурентного диалога. Впервые такой механизм был опробован, когда закупались гаражные ворота для нужд муниципалитетов.
В рамках этой широко используемой в Европе процедуры отдельные компоненты системы (и соответствующие им требования) будут являться предметом обсуждения и торга между несколькими заранее выбранными участниками.
В конце прошлого года Правительство решило внедрить механизмы рыночного ценообразования на пользование автодорогами. Владельцы автомобилей будут вносить плату исходя из покрытого километража. Цена будет зависеть не только от того, где, когда и сколько проехал водитель, но и от экологической характеристики автомобиля. Рыночное ценообразование заменит такие действовавшие ранее механизмы финансирования, как налог на автотранспортные средства (MRB) и налог на покупку машин (BPM). Правительство избрало именно этот подход, руководствуясь принципами справедливости: те, кто ездят чаще и больше загрязняют окружающую среду, будут больше и платить, и наоборот.
Кроме того, планируется установить на въездах на все магистрали раздвижные двери и полностью автоматизировать сбор пошлин за пользование автодорогами, разделив их на три класса.